Главная » Статьи » холодильники. |
Масла, заправляемые в холодильные машины при ремонте, тщательно осушают. Для длительной, надежной и без ремонта эксплуатации фреоновых машин с герметичными компрессорами массовая доля воды в масле не должна превышать 20...30 %о (миллионных долей). Это обеспечивает высокую химическую стабильность масла и среды в целом, отсутствие коррозии и защиту встроенного электродвигателя от преждевременного сгорания обмоток и его ремонта. Соответствующая сухость заправляемого масла обеспечивается при напряжении пробоя Unp на уровне 40...50 кВ при 20 °С для минеральных и углеводородных масел и 70... 100 кВ для синтетических (рис. 2.5). Масла, которые потом применяют при ремонте, осушают при перемешивании, вакуумировании и температуре не выше 60...80 °С при температуре поверхностей нагревательных элементов не выше 120 °С. Поверхностное натяжение. Поверхностное натяжение масел влияет на их смазывающие и противозадирные качества, прочность пленки и вспениваемость в смеси с хладагентом. В интервале температур от —20 до +100 °С поверхностное натяжение холодильных минеральных и углеводородных синтетических масел изменяется в среднем от 25 до 34 10 3 Н/м. При растворении хладагентов поверхностное натяжение масла почти всегда уменьшается. С повышением температуры поверхностное натяжение масел снижается; с увеличением поверхностного натяжения вязкость минеральных масел повышается. Анилиновая точка. Под этим показателем понимают критическую температуру растворения масла в анилине, выше которой образуется гомогенный раствор (ГОСТ 12329—66). На практике этот показатель используют для качественной оценки содержания ароматических углеводородов. С увеличением молекулярной массы масел анилиновая точка повышается. Из фракций, составляющих минеральные масла, наиболее высокая анилиновая точка у парафинов. У масел с низким содержанием ароматических углеводородов анилиновая точка достигает 100 °С, у масел с повышенным содержанием их она колеблется от 50 до 70 °С. Углеводородные синтетические масла ХС 40 и другие имеют наиболее высокие анилиновые точки (см. табл. 2.6). О 10 20 30 40 50 60 70t,°C -10 0 10 20 30 40 50 601,°С а б Рис. 2.5. Напряжение пробоя масла ХФ 12-16 (а) н ХФ 22с-16 (б) в зависимости от температуры и влажности Растворимость. Хладагенты с неограниченной растворимостью масла обеспечивают возможность работы холодильной машины при более низких температурах кипения, так как при полном взаимном растворении достигается более низкая температура затвердевания смеси, чем для чистого масла, и, кроме того, осуществляется возврат масла из испарителя в компрессор. Хладагенты с ограниченной растворимостью смешиваются с маслом в ограниченном диапазоне температур. Вид и цвет. Вид масла характеризуется его прозрачностью или непрозрачностью при заданной толщине слоя масла, определяемой визуально. Масло бывает непрозрачным из-за высокого содержания воды (эмульгация), наличия нерастворимых смолистых веществ (коллоидный раствор) или взвешенных механических примесей. Все используемые в холодильных машинах масла должны быть прозрачными. Цвет масла в сравнении с эталонной шкалой — визуальный показатель его состава и степени очистки от смолистых веществ. Минеральные и углеводородные масла с повышенным содержанием ароматических углеводородов и смол значительно темнее. Высококачественные «светлые» масла с содержанием смол не более 0,3 % имеют светло-желтый цвет — не более 1,5 марки NPA по шкале Освальда или марок ЦНТ по ГОСТ 2028 (см. табл. 2.6). К светлым маслам относятся также «белые» масла, близкие к бесцветным жидкостям. При работе холодильной машины масла постепенно темнеют вследствие окисления. Изменение цвета масла — объективный показатель пригодности его к дальнейшей эксплуатации. Обычно предельно допустимый цвет минеральных и углеводородных масел, предназначенных для использования в холодильных машинах, работающих на R12, R22, R502, — 4...4,5 марки. Масла для озонобезопасных и альтернативных хладагентов. В России специалистами нефтехимической промышленности разработано новое полиэфирное синтетическое масло ХС 22. Полученные характеристики показали хорошую совместимость его с хладагентом R134a. Химическая стабильность, хорошая растворимость с R134a позволяют рекомендовать это масло также в случае ремонта, а также полиэфирные масла такого же класса фирм «Mobil Oil» (масло «EAL Arctic-22»), «Castrol», «1С1», «Planet ELF» для машин, работающих на R134a и других озонобезопасных хладагентах. Для работы на хладагенте R134a ряд зарубежных фирм предлагают использовать масла, получаемые на основе полиоксиал- киленгликоля (ПАГ), являющегося товарным продуктом (табл. 2.7).
Фирма «Du Pont» (ведущая по внедрению R134a на мировом рынке) рекомендует использовать ПАГ марок LB-165 и LB-525 фирмы «Юнион Карбайд» (США), которые смешиваются с R134a в любых соотношениях до температур порядка —50 °С. Фирма «Эллайд Сигнал» (США) разработала новое масло для R134a. Его вязкость при 37 °С составляет 5... 150 мм2/с. Масло смешивается с R134a при температуре —40 °С. На основании опыта работы с хладагентами фирма «Du Pont» рекомендует применять для холодильных систем, работающих наи R134a, полиэфирное масло. При работе с полиэфирными маслами соблюдают особую осторожность в связи с их тенденцией к водопоглощению. Избегают соприкосновения таких масел с воздухом (сводят к минимуму продолжительность контакта) и хранят их в герметичных емкостях. При ремонте и одновременном переводе холодильной системы, заправленной хладагентом R12, на R134a минеральное масло полностью заменяют полиэфирным, так как масла этих двух типов не смешиваются друг с другом. Предварительно систему промывают (по крайней мере трижды) полиэфирным маслом, с тем чтобы удалить следы минерального масла и оставить его в системе не более 5 %. Большое значение имеют цена и количество заправляемого масла. Известные минеральные холодильные масла не дороже 8 долл. США за 1 кг. Обычно количество масла в системе вдвое больше, чем хладагента. Для R134a заправка масла почти трехкратная при цене масла ..8 долл/кг. В целом заправка бытового холодильника хладагентом R134a стоит около 4 долл. США и на 70 % определяется ценой масла.
Для работы на сервисных смесях СУВА НР62 (R404A); СУВА
НР80 (R402A); СУВА НР81 (R402B); СУВА МР39 (R401A); СУВА МР66 (R401B) фирма «Du Pont» рекомендует алкилбензольные или полиэфирные масла. Сервисные смеси на основе гидрохлорфторуглеродов, работающие с алкилбензольным маслом, смешиваются с минеральным, и поэтому холодильная система не нуждается в промывке. Отметим также, что минеральное масло, оставшееся в холодильной системе после ретрофита, снижает взаиморастворимость смазки и хладагента, поэтому полезно свести к минимуму количество остаточного минерального масла в холодильной системе. Обычно при работе с сервисными смесями требуется заменить 50...90 % минерального масла на алкилбензольное, что позволяет обеспечить необходимую смазку компрессора и возврат в него масла. В заключение следует отметить, что эксплуатационно-технологической особенностью всех альтернативных полностью озонобезопасных хладагентов как чистых, так и смесей, является их плохая взаимная растворимость с существующими минеральными, алкилбензольными и углеводородными маслами. Для холодильных машин на этих хладагентах разработанные синтетические полиэфирные масла имеют различную вязкость. Их отличают химическая совместимость с хладагентами, хорошие смазывающие свойства. Главное преимущество этих масел — хорошая растворимость, в том числе при низких температурах, в жидкой фазе всех озонобезопасных хладагентов, что гарантирует устойчивую циркуляцию масла в системе. Недостаток — большая гигроскопичность, что осложняет эксплуатацию холодильных машин. Кроме того, эти масла имеют высокую стоимость В России фреоны имеют торговое название «хладоны», в США и Европе многие именуют подобные хладагенты по-старому — фреонами. Товарные хладагенты продаются под разными торговыми названиями (в зависимости от фирмы-производителя), например: СУВА 134а, СУВА МР39 (фирма «Du Pont»), Forane 134а, Forane FX56 (фирма «Эльф Атокем») и др. Перевод работающего оборудования при ремонте на озонобезопасные хладагенты называют ретрофитом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 282 | |
Всего комментариев: 0 | |